Помимо разных прочих вопросов о развитии креативности, очень часто мне задают один такой:
Неужели нет различий у кого развивать креативность?
Как можно сравнить креативные задачи художника, писателя и техника-изобретателя? Ведь одно дело рисовать, другое дело писать, а третье дело придумывать технические идеи.
Разве есть универсальные способы и разве вообще возможно выдать какие-то готовые рецепты?
Возможно! И об этом данная статья.
Если вернуться к началу, к определениям, то креативность — это способность создавать новое, благодаря умению нестандартно мыслить. То есть в начале любого творческого процесса лежит наше мышление. Условно можно сказать так, что сначала мы придумываем некую идею, а затем с помощью подручных инструментов ее реализуем.
В этой схеме в качестве инструментов как раз и выступают те самые отличительные творческие и физические умения.
Для художников — это умение рисовать, использование материалов, знание основ изобразительного искусства. Для писателей — это умение владеть слогом, большой словарный запас, знание языка, также грамматики и орфографии, для инженера — это знание технических процессов, физики, математики и других прикладных наук.
Когда мы воплощаем свою идею в некое материальное воплощение, мы используем те средства и инструменты, с которыми хорошо умеем обращаться. И эти инструменты зависят от того, в какой области мы создаем произведения.
На этом сайте я не буду рассказывать, как оттачивать свои инструменты, потому что не это главная задача. Тем более, что этих инструментов очень много и всегда найдутся более опытные и продвинутные люди. Поэтому если вы хотите развить конкретное умение рисовать, делать графический дизайн, шить, вязать, лепить или любое другое, то вам надо направить свое внимание на специализированные сайты, форумы, курсы.
Здесь я буду акцентировать свое внимание на первой части процесса созидания, а именно — на мышлении.
Любое произведение в начале было идеей. Каждый из творцов в начале размышляет, каким он хочет видеть свое произведение, ищет какие-то образы, подбирает идеи, то есть работает с воображением. Когда идея ясна, тогда он начинает думать как будет лучше ее реализовать, и тут уже в ход идет умение работать с конкретными инструментами.
Если предложить метафору, то развитие креативности похоже на спортивные тренировки. Существует много видов спорта, кто-то бегает, кто-то метает копье, кто-то плавает, кто-то играет в командные игры, и независимо от направленности, физиология и психология всех спортсменов остается одинаковой.
У элитных спортсменов есть не только тренер, который занимается непосредственными тренировками, а еще спортивный врач и психолог. И этим врачу и психологу, не столь важно, каким именно видом спорта занимается их подопечный. Им надо сделать так, чтобы тело спортсмена было готово к нагрузкам, а психика было готова справляться с напряжением. Поэтому они занимаются именно этими вопросами. А само мастерство спортсмена оттачивает непосредственно личный тренер и сам спортсмен.
Так и в случае развития креативности – не всегда важно, в какой именно области ты творишь или креативишь, физиология и психология творческих процессов одинакова для всех людей.
Поэтому условно я могу назвать себя тем самым врачом-психологом в одном лице, который знает, что надо сделать, чтобы тело и психика спортсмена-креативщика была на высшем уровне для показания идеального результата.
Некоторые творческие люди думают, что достаточно в идеале научится работать с тем или иным инструментом и проблем с произведениями не будет. Но ведь это не так. Как раз основное, с чем надо работать и на чем надо сосредотачивать внимание, это на умении творчески мыслить.
Пока наше сознание живо, пока наш ум работает и нестандартно мыслит, мы можем выдавать огромное количество идей. И это самое главное. А получить практический опыт и знания той или иной программы, того или иного оборудования — это лишь вопрос времени обучения.
Многие люди нарабатывали свой креативный опыт интуитивно. Понятно, что чем больше было практики, тем увереннее каждый себя чувствовал, получал какие-то свои догадки, придумывал способы договориться с музой, находил свое оптимальное ресурсное состояние.
Но сложность в том, что чаще всего это происходит по наитию, методом проб и ошибок, очень неосознаваемо и неконтролируемо. Именно поэтому так неприятны муки творчества, потому что, хоть ты знаешь, что можешь что-то придумать, но процесс придумывания не контролируешь. Вот тут и начинаются различные танцы с бубнами, взывание к демонам и прочие ритуалы, лишь бы вернуть себе музу и вдохновение.
Помимо умения генерировать идеи важным моментом, влияющим на творческий процесс, является умение преодолевать различные препятствия, которые мы себе ставим. Препятствий этих очень много. Это и страхи, и собственные ограничения, и чрезмерная критика, и неуверенность.
Поэтому важным является не только умение придумывать новое, но и способность мыслить без рамок и ограничений, умение отключаться от внутреннего критика и позволить себя творить так, как хочется.
Кроме основных упражнений, советов и рекомендаций, которые направлены на развитие умения нестандартно мыслить, создавать новые образы, генерить идеи, на этом сайте я буду давать много упражнения на работу со всевозможными препятствиями, которые стоят на пути к созданию шедевров.
Основная задача в процессе создания нового – это раскрепостить свое сознание.
Так что вперед, друзья мои, разбирать свои ментальные завалы и тренировать свободное мышление!
 
2 комментария. Оставить новый
При сравнении со спортом все становится яснее и понятнее. Мне понравилась статья.
Спасибо! Сравнение со спортом делает творческий и креативный процессы более наглядными и осязаемыми. Надеюсь, что это не только нам с тобой так кажется. 🙂